- Оперативный выезд на объект
- Быстрое оформление заключения экспертизы
- Поэтапная оплата услуг
Экспертиза промышленной безопасности строительных конструкций, зданий и сооружений
Проведем экспертизу зданий и сооружений
Проведем экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений надежно и в срок:
-
Собственная аккредитованная лаборатория неразрушающего контроля.
-
Профессиональное сопровождение ведущих специалистов рынка на всех этапах оформления заключения экспертизы.
-
Гибкие условия оплаты — внесение финального взноса только после получения заключения экспертизы.
-
Надежный договор, который предусматривает все детали сотрудничества. Никаких подводных камней и скрытых платежей — все условия зафиксированы.
Стоимость зависит от объема выполняемых работ и рассчитывается индивидуально.
Каким зданиям требуется экспертиза промышленной безопасности?
-
Предназначены для осуществления технологических процессов.
-
Предназначены для хранения сырья или продукции.
-
Предназначены для перемещения людей и грузов.
-
Предназначены для локализации и ликвидации последствий аварий.
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
, благодарим Вас за обращение!
Если Вам требуется срочная консультация, мы всегда на связи в чате
В каких случаях необходима экспертиза промышленной безопасности, а том числе экспертиза несущих конструкций зданий и сооружений?
-
истечение срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
-
отсутствие проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
-
авария на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
-
истечение сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
-
возникновение сверхнормативных деформаций здания или сооружения.
-
по предъявляемому в установленном порядке предписанию Ростехнадзора.
Согласно п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"
Техническая экспертиза зданий и сооружений включает оценку:
-
полноты и достоверности документации на здания и сооружения;
-
фактического состояния зданий и сооружений на ОПО.
ЭПБ зданий и сооружений должна включать следующие этапы:
- изучение комплекта технической документации;
- визуальное обследование;
- инструментальное обследование;
- оценка технического состояния здания (сооружения);
- выводы и рекомендации по дальнейшей безопасной эксплуатации
Программа экспертного обследования состояния несущих конструкций здания (сооружения)
1. Цель экспертного обследования |
Оценка соответствия строительных конструкций здания (сооружения) предъявляемым к ним эксплуатационным требованиям и определение возможности продления срока дальнейшей безопасной эксплуатации |
2. Состав работ |
|
2.1. Подготовительные работы |
- ознакомление с объектом обследования, его объемно-планировочным и конструктивным решением, материалами инженерно-геологических изысканий; - подбор и анализ проектно-технической документации |
2.2. Рассмотрение воздействия фактических условий воздействий на конструкции здания (сооружения) |
|
2.3. Проверка состояния конструкций |
а) предварительное (визуальное) обследование: сплошное визуальное обследование конструкций здания (сооружения) и выявление дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами и их фиксацией; б) детальное (инструментальное) обследование: работы по обмеру необходимых геометрических параметров здания (сооружения), конструкций, их элементов и узлов, в том числе с применением геодезических приборов; проверка соответствия строительных конструкций здания (сооружения) проектной документации и требованиям нормативных документов, выявление дефектов и повреждений элементов и узлов конструкций с составлением ведомостей дефектов и повреждений (с указанием их месторасположения); инструментальное определение параметров дефектов и повреждений; определение фактических прочностных характеристик материалов основных несущих конструкций и их элементов; измерение параметров эксплуатационной среды, присущей технологическому процессу в здании (сооружении); определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом возможного влияния деформаций грунтового основания; определение реальной расчетной схемы здания (сооружения) и его отдельных конструкций; уточнение фактических и прогнозируемых нагрузок; определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих эксплуатационные нагрузки; оценка соответствия площади и весовых характеристик легкосбрасываемых конструкций требуемой величине, обеспечивающей взрывоустойчивость объекта; анализ причин появления дефектов и повреждений в конструкциях; составление итогового документа (акта, заключения, технического отчета) с выводами по результатам обследования; разработка рекомендаций по обеспечению требуемых величин прочности и деформативности конструкций с рекомендуемой, при необходимости, последовательностью выполнения работ |
2.4. Оценка соответствия рабочего процесса технологическому регламенту на производство продукции в обследуемом здании (сооружении) |
|
2.5. Выполнение поверочного расчета конструкций с учетом выявленных при обследовании отклонений, дефектов и повреждений, фактических (или прогнозируемых) нагрузок и свойств материалов этих конструкций |
|
2.6. Составление заключения экспертизы промышленной безопасности по результатам экспертного обследования |
|
3. На период проведения экспертных обследований предприятие (заказчик) обеспечивает экспертной организации свободный доступ на объект экспертизы |
|
4. Специальные мероприятия |
в случае обнаружения аварийных мест - представители экспертной организации принимают решение об эвакуации рабочего персонала и оборудования, немедленной разгрузке конструкций, а при необходимости - их частичной или полной разборке |
5. Заключение экспертизы представляется предприятию (заказчику) |
|
6. Внесение технических данных в паспорт обследуемого объекта производится службой предприятия (заказчика) |
1. Какова периодичность проведения обследования и экспертизы ПБ зданий, и каким нормативным документом регламентируется?
2. Необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений, находящихся на нефтехимическом предприятии
4. Экспертиза промышленной безопасности здания кремниево-преобразовательной подстанции
5. Экспертиза промышленной безопасности здания котельной.
6. Экспертиза промышленной безопасности зданий
7. Экспертиза ПБ здания с размещенным в нем газораспределительным пунктом
12. Экспертиза промышленной безопасности для части зданий на ОПО
13. Экспертиза ПБ встроенной теплогенераторной в административном здании
14. Экспертиза промышленной безопасности производственного корпуса 1986 года постройки
15. Экспертиза промышленной безопасности дымовых труб
1. КАКОВА ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПБ ЗДАНИЙ, И КАКИМ НОРМАТИВНЫМ ДОКУМЕНТОМ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ?
Вопрос:
Прошу дать разъяснения по экспертизе промышленной безопасности зданий. Какова периодичность проведения обследования и экспертизы ПБ зданий, и каким нормативным документом данная периодичность регламентируется?
Согласно ПБ 03-517-02 экспертиза ПБ зданий проводилась каждые 5 лет. После отмены этих правил заменяющего их документа нет.
Ответ:
Экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники (п.3 ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
В настоящее время периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте нормативно не установлена. При этом в п.7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности предусмотрены случаи, когда необходимо проводить экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
2. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА НЕФТЕХИМИЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Вопрос:
Просим Вас уточнить необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности следующих зданий и сооружений, находящихся на нефтехимическом предприятии:
1. Операторные (помещения управления) опасных производственных объектов, в которых происходят только операции, связанные с управлением технологическим процессом;
2. Здания трансформаторных подстанций, закрытых распределительных устройств , находящиеся на территории опасных производственных объектов;
3. Свечи рассеивания, предназначенные для аварийного сброса и рассеивания горючих газов, находящиеся на территории опасных производственных объектов;
4. Межцеховые кабельные эстакады и эстакады тепломатериалопроводов.
Ответ:
Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат "здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий".
Как видим, экспертизе промышленной безопасности подлежат не все здания и сооружения, а только те из них, которые отвечает одному или нескольким признакам:
- предназначены для осуществления технологических процессов;
- предназначены для хранения сырья или продукции;
- предназначены для перемещения людей и грузов;
- предназначены для локализации и ликвидации последствий аварий.
Основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий определены в п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
- при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.
Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Следует признать, что на сегодняшний день присутствует неопределенность в вопросе проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений.
Неоднозначность толкования указанных выше требований позволяет приходить к следующим выводам.
Во-первых, можно предположить, что требование о проведении экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ставится в зависимость от наличия указания в соответствующих федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности необходимости и порядка проведения экспертизы промышленной безопасности таких объектов;
Во-вторых, можно также предположить, что требование о проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ставится в зависимость от наличия требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружения
Считаем целесообразным и обоснованным применение второго подхода к толкованию требований последнего абзаца п.7 Правил. Прежде всего, по тому, что проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ставится в зависимость от наличия соответствующих требований. Принимая во внимание, что ни в одних из действующих федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности не устанавливаются особенности проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений, можно прийти к ошибочным выводам о том, что экспертиза зданий и сооружений проводиться не должна, следовательно, нормы ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и п.7 Правил оставались бы декларативными ("мертвыми"). В то же время, в действующих федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности содержатся требования к проектированию и эксплуатации отдельных зданий и сооружений. В связи с чем, считаем, что по смыслу последнего абзаца п.7 Правил, речь идет именно об этих требованиях.
Кроме того, вопросы возникают и в части определения объема требований, предъявляемых к соответствующим объектам экспертизы: должны ли экспертизой промышленной безопасности охватываться помимо требований промышленной безопасности и соответствующие требования технических регламентов (например, требования Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "О безопасности зданий и сооружений", а также документов по стандартизации, включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521)? Если исходить из определения "экспертизы промышленной безопасности", раскрытого в статье 1 Закона, то предметом соответствующей экспертизы являются исключительно требования промышленной безопасности. Однако, указанный подход значительно сужает оценку в определении степени соответствия объекта установленным требованиям: за рамками экспертизы останутся иные не менее важные требования: требования пожарной безопасности, требования технических регламентов и т.д. И может сложиться ситуация, что при положительном заключении экспертизы промышленной безопасности, объект не будет соответствовать иным требованиям законодательства.
На основании вышеизложенного считаем необходимым за соответствующим разъяснением в части определения объема требований, предъявляемых к объектам экспертизы промышленной безопасности, обратиться в Ростехнадзор.
3. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ, В СОСТАВЕ КОТОРОГО ЭКСПЛУАТИРУЕТСЯ ЛИТЕЙНАЯ ЭЛЕКТРОПЕЧЬ
Вопрос:
Опасные производственные объекты, эксплуатируемые нашим объединением, в установленном порядке зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.
Все здания на опасных производственных объектах в соответствии с требованиями главы 6.2 Федерального закона от 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации" в процессе их эксплуатации проходят эксплуатационный контроль.
Согласно п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (утв. приказом от 14.11.2013 N 538 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) здания на опасном производственном объекте должны проходить экспертизу промышленной безопасности при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов" (утв. приказом от 30.12.2013 N 656 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) не регламентируют какие-либо требования к зданиям и по проведению экспертизы промышленной безопасности зданий.
Необходимо ли в каких-либо случаях в обязательном порядке проводить экспертизу промышленной безопасности зданий, в составе которых эксплуатируется оборудование (литейная электропечь), рассчитанное на максимальное количество расплава свыше 500 килограммов, если на предприятии здания проходят эксплуатационный контроль?
Ответ:
Обязанность проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, закрепляется в ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При этом экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (п.3 ст.13 указанного Федерального закона).
Так, в частности, приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила), которые в п.7 конкретизировали основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
- при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.
Согласно последнему абзацу п.7 Правил экспертиза зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Считаем, что требование о проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений ставится в зависимость от наличия требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружения (а не от наличия указания в соответствующих федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности необходимости и порядка проведения экспертизы промышленной безопасности таких объектов).
В свою очередь, требования промышленной безопасности к зданиям и сооружениям определяются в п.п.112-132, а также в иных пунктах Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при получении, транспортировании, использовании расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов", утв. приказом Ростехнадзора от 30.12.2013 N 656.
Также считаем, что эксплуатационный контроль является одной из форм оценки соответствия на предмет соблюдения требований законодательства о техническом регулировании и градостроительного законодательства.
Во избежание неправильного толкования требований п.7 Правил считаем необходимым за соответствующим разъяснением обратиться в Ростехнадзор.
4. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ КРЕМНИЕВО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДСТАНЦИИ
Вопрос:
Нашей организацией была проведена экспертиза промышленной безопасности здания кремниево-преобразовательной подстанции в соответствии с приказом 538 "Правил проведения экспертизы промышленной безопасности". Признаком опасности данного объекта, в соответствии с картой учета в государственном реестре ОПО, является 2.3. используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
При проведении экспертизы промышленной безопасности выполнена оценка соответствия экспертизы требованиям положений следующих нормативных правовых актов:
- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
- приказ Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533;
- СП 56.13330.2011 "Производственные здания";
- СП 63.13330.2012 "Бетонные и железобетонные конструкции";
- СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции";
- СП 56.13330.2011 "Производственные здания".
Направив данное заключение в территориальный орган Ростехнадзора для внесения сведений в Реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, нам было прислано письмо (прикрепленный файл), в котором информируется о том, что в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности от 12.11.2013 N 533 соответствующих требований к зданиям и сооружениям не содержится.
Правомерно ли данное суждение?
Имеет ли место данный факт быть достаточным для отказа внесения сведений в Реестр заключение экспертизы промышленной безопасности?
В каких правовых актах содержатся требования к зданиям и сооружениям, в которых установлены подъемные сооружения?
Ответ:
К сожалению, в письме Северо-Западного управления Ростехнадзора четко не сформулирован вывод, по которому можно было бы понять позицию государственного органа:
- то ли речь идет об отсутствии необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности в отношении зданий и сооружений на ОПО, на которых установлены подъемные сооружения, поскольку на сегодняшний день отсутствуют соответствующие требования промышленной безопасности к таким зданиям,
- то ли речь идет о проведенной экспертизе промышленной безопасности, которая вышла за рамки требований промышленной безопасности, поскольку оценивалось соответствие построенного здания требованиям технического регламента, документов в области стандартизации и строительным нормам и правилам, т.е. предметом соответствия явились не требования в области промышленной безопасности, а требования законодательства о техническом регулировании и градостроительного законодательства. В последних двух случаях оценка соответствия должна проводиться в других формах, а не в форме экспертизы промышленной безопасности.
Обратим внимание на следующие требования действующего законодательства в области промышленной безопасности.
Так, в силу требований п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
При этом экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (п.3 ст.13 указанного Федерального закона).
Так, в частности, приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", которые в п.7 конкретизировали основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий:
-в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
-в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
-после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
-по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
-при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.
Согласно последнему абзацу п.7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности экспертиза зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
На сегодняшний день отсутствуют отдельные федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, которые бы устанавливали требования к зданиям и сооружениям на ОПО, на которых используются подъемные сооружения. В то же время, приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", которые, в том числе в отдельных пунктах, предусматривают требования к указанным зданиям и сооружениям.
Возникает вопрос о возможности определения в рамках экспертизы промышленной безопасности соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, предъявляемым к ним требованиям не только законодательства в области промышленной безопасности, но и иного отраслевого законодательства (градостроительного законодательства, законодательства о техническом регулировании). Исходя из определения "экспертизы промышленной безопасности", раскрытого в ст.1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" такая экспертиза ограничивается требованиями в области промышленной безопасности.
Ввиду неоднозначности понимания указанного вопроса считаем необходимы за соответствующим официальным разъяснением обратиться в центральный аппарат Ростехнадзора.
5. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ КОТЕЛЬНОЙ
Вопрос:
По результатам проведенной экспертизы промышленной безопасности здания котельной, экспертом промышленной безопасности сделан вывод о несоответствии объекта экспертизы - здания котельной требованиям промышленной безопасности, с чем Заказчик работ категорически не согласен.
Прошу Вас оценить правомерность и корректность сделанных выводов.
Пояснения:
В ходе проведения экспертизы промышленной безопасности было выполнено определение (замеры) величины относительного прогиба железобетонных плит площадки установки котлов.
Полученное значение вертикального прогиба ═u = 27 мм превышает предельно допустимый конструктивный вертикальный прогиб для данного типа конструкций (предельно-допустимый ═u= 8 мм., согласно СП 20.13330.2011 (Таблица Е1), ГОСТ 31937-2011 (Приложение Е)).
Также были обнаружены дефекты и повреждения площадки установки котлов (антресоли), существенно снижающие несущую способность здания, а именно:
1. Отслоение защитного слоя бетона, коррозионное разрушение бетона (корбонизация, новообразования, структурные нарушения), коррозия стержней рабочей арматуры;
2. Отслоение защитного слоя бетона, коррозионное разрушение бетона (корбонизация, новообразования, структурные нарушения, выпучивание сжатой арматуры);
3. Относительный прогиб и смещение железобетонных плит;
4. Разрушение (шелушение бетона сжатой зоны) уменьшение площади опирания колонн;
5. Наклонные разветвлённые трещины полов со смещением участков бетона относительно друг друга;
На основании результатов обследования, состояние элементов площадки установки котлов (антресоли) здания котельной на момент проведения обследования оценивается как - аварийное.
Служба отдела капитального строительства Заказчика считает то, что данные антресоли нельзя относить к строительным конструкциям здания, следовательно, они не подлежат обследованию при проведении экспертизы промышленной безопасности здания котельной, а учитывая сказанное заключение ЭПБ подлежит переработке.
Ответ:
1. Согласно Федеральному закону "Технический регламент безопасности зданий и сооружений" N 384-ФЗ, ред. от 02.07.2013:
6) здание - результат строительства, представляющий собой объёмную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземные части, включающие в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
23) сооружение - результат строительства, представляющий собой объёмную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящие из несущих, а в отдельных случаях из ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
24) строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определённые несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
2. Согласно Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ, ред. от 07.03.2017:
Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности
п.2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счёт средств её заказчика.
Выводы:
1. В договоре на проведение экспертизы промышленной безопасности должно быть чётко определено - что должно подвергаться экспертизе промышленной безопасности и в соответствии с этим должна быть представлена рабочая документация на здание, сооружение, строительную конструкцию.
2. Площадки установки котлов, если они опираются на здание или входят в состав сооружения или строительной конструкции, будут относиться к зданию, если это внесено в рабочие чертежи, согласно которым и должна проводиться экспертиза промышленной безопасности.
3. Если антресоль не входит в состав здания (согласно рабочим чертежам), то в любом случае экспертиза промышленной безопасности должна проводиться комплексно в целях обеспечения Федерального закона N 384-ФЗ (Статья 7. Требования механической безопасности), что должно быть оговорено в договоре по проведению экспертизы промышленной безопасности.
6. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ
Вопрос:
Когда нужно делать экспертизу промышленной безопасности зданий?
Ответ:
В статье 13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) определены объекты экспертизы промышленной безопасности (далее - ЭПБ). Так, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ, ЭПБ подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. Порядок проведения ЭПБ установлен в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - ФНП). Таким образом, ЭПБ проводится в порядке, установленном в ФНП и статье 13 Федерального закона N 116-ФЗ. В пункте 7 ФНП определены случаи проведения ЭПБ зданий и сооружений, это такие случаи, как истечение срока эксплуатации, установленного в проектной документации, отсутствие проектной документации, проводится ЭПБ также после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. Обратите внимание, что ЭПБ проводится тем зданиям, которые предназначены для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, то есть те здания, которые идентифицированы в составе ОПО.
7. ЭКСПЕРТИЗА ПБ ЗДАНИЯ С РАЗМЕЩЕННЫМ В НЕМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ ПУНКТОМ
Вопрос:
Каким пунктом какого нормативного документа требуется проведение экспертизы промышленной безопасности здания с размещенными в нем газораспределительным пунктом и узлом учета газа?
Ответ:
В соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями) (далее - N 116-ФЗ), экспертизе промышленной безопасности (далее - ЭПБ) подлежат, в том числе, здания и сооружения на опасном производственном объекте (далее - ОПО), предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
В пункте 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - ФНП) перечислены случаи, при наступлении которых, здания на ОПО, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат ЭПБ.
В понятиях N 116-ФЗ, ОПО является определенная площадка производства, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, здание или сооружение, есть обращение опасного вещества, горючей пыли и др. (см. Приложение 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ).
Если в сведениях, характеризующих ОПО указано здание, с размещенными в нем газораспределительным пунктом и узлом учета газа, при этом, его можно подвести под определение здания на ОПО, данное в статье 13 N 116-ФЗ, то в случаях, перечисленных в п.7 ФНП, зданию ЭПБ проводить нужно, в противном случае, проведение ЭПБ не требуется.
8. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЙ НА ОПО, ГДЕ УСТАНОВЛЕНЫ ПС, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ УЧЕТУ И ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Вопрос:
Согласно п.264 "Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения": Экспертиза промышленной безопасности проводится только для ПС, которые подлежат учету. ПС, перечисленные в пункте 148 настоящих ФНП и не подлежащие учету, экспертизе промышленной безопасности не подлежат.
Прошу пояснить необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности здания и сооружений на опасном производственном объекте, где установлены ПС, не подлежащие учету и экспертизе промышленной безопасности (ОПО в реестре не зарегистрирован).
Были ли разъяснения Ростехнадзора по этому поводу.
Ответ:
В пункте 148 Приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 указаны подъемные сооружения, не подлежащие учету в реестре ОПО и в соответствии с п.264 "Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" экспертизе промышленной безопасности (ЭПБ) не подлежат.
То есть, в пункте совершенно четко указано, что для перечисленных ПС, ЭПБ не требуется.
По данному вопросу существует разъяснение Ростехнадзора (ответ на обращение) - Письмо Ростехнадзора от 04.08.2016 N 02-00-14/13905.
9. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ОПО
Вопрос:
Какова периодичность проведения обследования и экспертизы промышленной безопасности зданий, каким нормативным документом данная периодичность регламентируется?
Ответ:
В соответствии с пунктом 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (зарегистрированным Минюстом России 26.12.2013, рег. N 30855), здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
-
в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
-
в случае отсутствия проектной документации либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
-
после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
-
по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
Периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений опасных производственных объектов нормативными правовыми документами не определена.
10. ЕСТЬ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРОХОДИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ ГЭС В СВЕТЕ N 116-ФЗ?
Вопрос:
В составе ООО БГК есть Павловская гидроэлектростанция, здание Павловской ГЭС находится в эксплуатации с 1961 года (55 лет) и подлежит периодическому декларированию безопасности гидротехнических сооружений, требования по декларированию безопасности гидротехнических сооружений собственниками сооружений и эксплуатирующими организациями вытекает из требований федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" N 117-ФЗ (1997). Комплекс гидротехнических сооружений ПГЭС имеет 2 класс опасности.
Есть ли необходимость дополнительно проходить экспертизу промышленной безопасности здания ГЭС в свете федерального закона 116-ФЗ от 21.07.97 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", или декларирования в рамках закона N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" достаточно? Ответ прошу сопроводить ссылками на нормативные документы.
Ответ:
Федеральный закон от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федеральный закон от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" регламентируют разные сферы отношений, а поэтому не взаимоисключают друг друга.
Если объекты (гидротехническое сооружение, объекты в составе гидротехнических сооружений) соответствуют признакам отнесения их к опасным производственным объектам согласно приложению 1 и 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", то на них требования в области промышленной безопасности распространяются, в том числе в части проведения экспертизы промышленной безопасности. Отметим, что приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов
11. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЯ ГЭС, ПРИ НАЛИЧИИ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ГТС И РАЗРЕШЕНИЯ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ ГТС?
Вопрос:
Организация эксплуатирует ГТС, в состав которой входит, в том числе здание ГЭС. Разработана декларация безопасности ГТС, выдано разрешение Ростехнадзора на эксплуатацию ГТС. Площадка главного корпуса ГЭС (здание ГЭС) зарегистрирована в государственном реестре ОПО 3 класса опасности (используется оборудование, работающее под избыточным давлением и стационарно установленные грузоподъемные механизмы). Существует ли необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности здания ГЭС, при наличии декларации безопасности ГТС и разрешения на эксплуатацию ГТС? Эксплуатационный срок службы здания ГЭС в проектной документации (40 годов) не указан.
Ответ:
Обязательность проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - ЭПБ) и случаи, в которых ЭПБ проводится, установлены в ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями) (далее - N 116-ФЗ), в частности, содержится требование по проведению ЭПБ зданиям и сооружениям на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий. ЭПБ проводится на основании Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения ЭПБ" (далее - ФНП). Согласно п.7 ФНП, здание и сооружение подлежат экспертизе в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы, проведенными ранее. Так как у вас площадка главного корпуса ГЭС (здание ГЭС) зарегистрирована в государственном реестре ОПО, следовательно, и требования законодательства в области промышленной безопасности (N 116-ФЗ) к ней применимы в полной мере. Таким образом, если в проектной документации на здание ГЭС отсутствуют данные о сроке его эксплуатации, согласно требованиям ст.13 N 116-ФЗ и п.7 ФНП ЭПБ зданию проводить нужно.
12. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ЧАСТИ ЗДАНИЙ НА ОПО
Вопрос:
В соответствии со статьей 13 ч.1 ФЗ N116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности (далее ЭПБ) подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов. В таком случае есть ли необходимость проведения ЭПБ всего здания в целом, если только в двух помещениях этого здания располагаются объекты относящиеся к опасным производственным объектам, т.е. правильно ли будет проводить ЭПБ только для помещений в которых есть ОПО, а по остальной части здания проводить комплексное обследование (требование п.2.2.1 абз.3 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей)?
Ответ:
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями) (далее - N 116-ФЗ), опасными производственными объектами (далее - ОПО) в соответствии с N 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к N 116-ФЗ. Идентификация объекта осуществляется эксплуатирующей организацией. При идентификации осуществляется выявление и отнесение или не отнесения объекта к категории ОПО, определение его наименования, признаков опасности и типа в соответствии с требованиями N 116-ФЗ. При рассмотрении спецификации установленного на объекте оборудования необходимо учитывать все оборудование (технические устройства, сооружения), эксплуатация которых дает признак опасности, обусловленный перечисленным в Приложении 1 N 116-ФЗ.
В сведениях, характеризующих ОПО, необходимо отразить данные о зданиях, в которых располагаются объекты относящиеся к ОПО.
В таком случае, ЭПБ можно будет проводить для определенной части здания, которая предназначена для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, показав, что остальная часть здания для этих моментов не предназначена.
13. ЭКСПЕРТИЗА ПБ ВСТРОЕННОЙ ТЕПЛОГЕНЕРАТОРНОЙ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ЗДАНИИ
Вопрос:
Требуется ли экспертиза промышленной безопасности в случае установки встроенной теплогенераторной в административном здании до 3-х этажей мощностью до 360 кВт при наличии в составе объекта газопровода среднего давления и ПРГ при первичной газификации здания?
Ответ:
Во-первых, необходимо определиться с объектом экспертизы промышленной безопасности - будет ли это документация, техническое устройство или здание (сооружение), во-вторых, необходимо отталкиваться от оснований проведения соответствующей экспертизы.
Так, согласно ст.13 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежит документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, а также документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат экспертизе промышленной безопасности только тогда, когда иная форма оценки не установлена техническими регламентами и только в случаях, установленных п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов":
- до начала применения на опасном производственном объекте;
- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Основания проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий определены в п.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. приказом Ростезнадзора от 14.11.2013 N 538:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на ОПО, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
- при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.
14. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОРПУСА 1986 ГОДА ПОСТРОЙКИ
Вопрос:
Здание основного производственного корпуса построено примерно в 1986 году. В основном это железобетонные конструкции. В генеральном плане не указан срок эксплуатации здания. Когда нам следует провести экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений? Здание не относится к опасному производственному объекту. В каком это документе прописано?
Ответ:
Если речь идет о здании, которое находится на опасном производственном объекте, предназначенное для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, то оно подлежит экспертизе промышленной безопасности в силу требований ст.13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При этом в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утв. приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538, здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:
- в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
- в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
- после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
- по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
15. ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЫМОВЫХ ТРУБ
Вопрос:
ПБ 03-445-02 отменено, но остается еще РД 03-610-03, в которых в п.1.3 сказано об экспертизе промышленной безопасности дымовых труб, это РД -действующее.
Нужно ли проводить ЭПБ дымовых труб и на какие нормативные документы опираться, если эта экспертиза нужна?
Ответ:
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.97 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ред. от 02.07.2013) экспертизе промышленной безопасности (далее - экспертиза) подлежат в том числе здания и сооружения на опасных производственных объектах (далее Здания и сооружения), предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей или грузов, ликвидации последствий аварий.
Экспертиза Зданий и сооружений осуществляется в соответствии с положениями пункта 7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (утв. Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 года N 538) в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией или других случаях.
Обследование технического состояния зданий и сооружений для оценки возможности их дальнейшей безаварийной эксплуатации или необходимости их восстановления и усиления конструкции осуществляется в соответствии с положениями ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" введенного в действие приказом агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 N 1984-ст.